В статье делается попытка проанализировать рынок фриланса в рунете на начало 2013 года. Скорее всего она будет полезна для тех, кто думает о работе в интернете, но не знает на чём остановиться. Анализ весьма грубый, но кое-какие представления всё-таки об устройстве этого рынка даёт. Для автора были некоторые моменты весьма неожиданными.
Анализ сделан на основе выборки с двух сайтов по поиску исполнителей, взята выборка всех предложений подряд, из потока. Фильтровались только те предложения, которые так или иначе можно отнести к интернету.
К сожалению, нашей выборки недостаточно, чтобы сделать анализ более детальный по другим CMS, большинство из распространённых фреймворков встречались по 2-3 раза: Yii, Drupal, HostCMS. На удивление в числе лидеров не оказалось очень популярного Битрикса — всего 3 заказа. Скорее всего это связано с тем, что клиенты Битрикса предпочитают долгосрочные контракты со студиями, а не заказы у фрилансёров.
Стоит отметить, что встречается достаточно много задач по миграции — примерно 15% от всех заказов. Мигрируют как на более новые версии, так и с одной CMS на другую. Достаточно распространённая задача — миграция с бесплатных конструкторов сайтов типа Ucoz.
Также популярны задачи по парсингу чужих ресурсов, составление всевозможных баз данных и каталогов. Ценятся специалисты, которые могут работать сразу с многими форматами данных, умеют импортировать и экспортировать одну CMS в другую.
Неожиданно мало заказов на мобильную разработку (3 предложения) и разработку приложений для социальных сетей — в выборке встретился лишь один заказ на разработку приложения для ВКонтакте. Ещё были два заказа на парсинг ВКонтакте.
Вторая по объёму заказов область — контент. Начнём с простого факта: SEO-ориентированных задач существенно больше, около 65% из этой группы. Из проанализированных 54 заказов можно выделить ориентированные на поисковики рерайты текстов — 14 предложений. Чуть меньше заказов на «продвижение с гарантией» — около 10 позиций. Есть спрос на SEO-аудит, помощников в продвижении.
Несмотря на то, что большинство работ по тексту нацелены не на работу с аудиторией, а работу с поисковыми роботами, есть заказы на другие виды работ, связанных с текстами:
Несмотря на то, что этот краткий отчёт попал в исследование, замечу, что заказы на дизайн стараются не размещать. Среди заказчиков более распространена схема, когда сначала рассматриваются портфолио исполнителей, и уже потом заказ поступает напрямую.
Анализ сделан на основе выборки с двух сайтов по поиску исполнителей, взята выборка всех предложений подряд, из потока. Фильтровались только те предложения, которые так или иначе можно отнести к интернету.
Какие специалисты нужны бизнесу?
Проанализированно около 200 предложений о работе:- 35% — спрос на технических специалистов, чаще всего это программист-универсал, который и CMS настроит, и с вёрсткой поможет, и с хостингом разберется.
- 27% предложений о работе относятся к контенту, в частности на написание текстов, редактирование каталогов. Несущественная доля такого рода задач может быть отнесена и к разработке, когда надо написать какой-либо парсер, как-то обработать и структурировать чужие данные.
- 15% — дизайнерские заказы
- 5% — работа с аудиторией и трафиком
- 6% хотят получить сайт под ключ.
- Оставшиеся 12% — это либо экзотические предложения, либо «странные». Здесь может быть как и поиск того, кто напишет диплом, так и немного наивные предложения о сотрудничестве, например, MLM.
Спрос на разработку (технари)
Несмотря на огромное число предложений, очевиден перекос в сторону языка PHP и различных фремворков на нём. Если вы хотите быстро попасть в поток, то PHP — самый лучший выбор, без заказов не останетесь. 50% всех предложений относятся не просто к языку PHP, причем почти все они связаны со стандартными CMS и фреймворками: Wordpress, Joomla, Modx, Bitrix и другими. Очень много задач связано с доработкой существующих сайтов на этих движках и исправлением «плавающих дефектов», причем практически всегда предлагается сотрудничество долгосрочное, с постоянным потоком задач.
В нашей выборке было порядка 70 различных проектов, далее приведём сухую статистику.
Всего было 29 проектов по тем или инам стандартным фреймворках на PHP. Если отдельно проанализировать TOP-3, то получается такая статистика:
В нашей выборке было порядка 70 различных проектов, далее приведём сухую статистику.
Всего было 29 проектов по тем или инам стандартным фреймворках на PHP. Если отдельно проанализировать TOP-3, то получается такая статистика:
- Wordpress: 9
- Joomla: 8
- Modx: 5
К сожалению, нашей выборки недостаточно, чтобы сделать анализ более детальный по другим CMS, большинство из распространённых фреймворков встречались по 2-3 раза: Yii, Drupal, HostCMS. На удивление в числе лидеров не оказалось очень популярного Битрикса — всего 3 заказа. Скорее всего это связано с тем, что клиенты Битрикса предпочитают долгосрочные контракты со студиями, а не заказы у фрилансёров.
Стоит отметить, что встречается достаточно много задач по миграции — примерно 15% от всех заказов. Мигрируют как на более новые версии, так и с одной CMS на другую. Достаточно распространённая задача — миграция с бесплатных конструкторов сайтов типа Ucoz.
Также популярны задачи по парсингу чужих ресурсов, составление всевозможных баз данных и каталогов. Ценятся специалисты, которые могут работать сразу с многими форматами данных, умеют импортировать и экспортировать одну CMS в другую.
Неожиданно мало заказов на мобильную разработку (3 предложения) и разработку приложений для социальных сетей — в выборке встретился лишь один заказ на разработку приложения для ВКонтакте. Ещё были два заказа на парсинг ВКонтакте.
Спрос на контент и SEO-продвижение
Вторая по объёму заказов область — контент. Начнём с простого факта: SEO-ориентированных задач существенно больше, около 65% из этой группы. Из проанализированных 54 заказов можно выделить ориентированные на поисковики рерайты текстов — 14 предложений. Чуть меньше заказов на «продвижение с гарантией» — около 10 позиций. Есть спрос на SEO-аудит, помощников в продвижении.
Несмотря на то, что большинство работ по тексту нацелены не на работу с аудиторией, а работу с поисковыми роботами, есть заказы на другие виды работ, связанных с текстами:
- Написание fake-отзывов (как в плюс, так и в минус) на Яндекс Маркете.
- Парсинг чужих данных, составление и корректировка баз — работа наполовину для программиста, наполовину для контент-менеджера.
- Честная работа с контентом встречается только в 15 заказах. В основном, это заполение витрин магазинов и различных каталогов. Чаще всего требуется добросовестная работа, с заливкой фото.
- Есть спрос на корректировку текстов и на переводы с различных языков.
Трафик
Неожиданно удивил крайне низкий спрос на услуги по работе с аудиторией и трафиком, рекламными кампаниями и социальными сетями. Может быть, эти услуги предпочитают отдавать на попечение рекламным агентствам? Выглядит странно, что из двухсот предложений о работе только 11 можно отнести к этой группе. Это в три раза меньше чем спрос на написание SEO-ориентированных машинных текстов.
Проанализировать эту группу задач сложно, их мало. Однозначно тут лидеры — работа с контекстной рекламой и продвижение групп ВКонтакте. В контекстной рекламе нужно либо оптимизировать текущие кампании, либо составить новые, всё как обычно. Работа с группами ВК предлагается самая разная — от раскрутки любым способом, до честного ведения и администрирования группы «под ключ».
Отметим, что в эту же группу можно отнести и «работу» по отзывам, прежде всего на Яндекс Маркете. Скорее всего, после чтения такого рода предложений о работе, доверие к отзывам на Маркете можно потерять навсегда.
Что любопытно, отзывы на других сайтах тоже в сфере интереса менеджеров компаний. Запросто могут попадаться срочные задачи по «зачистке выдачи Яндекса от отрицательных отзывах о нашей компании N». Даже интересно, кто за это берется и какая результативность. :)
Проанализировать эту группу задач сложно, их мало. Однозначно тут лидеры — работа с контекстной рекламой и продвижение групп ВКонтакте. В контекстной рекламе нужно либо оптимизировать текущие кампании, либо составить новые, всё как обычно. Работа с группами ВК предлагается самая разная — от раскрутки любым способом, до честного ведения и администрирования группы «под ключ».
Отметим, что в эту же группу можно отнести и «работу» по отзывам, прежде всего на Яндекс Маркете. Скорее всего, после чтения такого рода предложений о работе, доверие к отзывам на Маркете можно потерять навсегда.
Что любопытно, отзывы на других сайтах тоже в сфере интереса менеджеров компаний. Запросто могут попадаться срочные задачи по «зачистке выдачи Яндекса от отрицательных отзывах о нашей компании N». Даже интересно, кто за это берется и какая результативность. :)
Дизайнеры
Как обычно, достаточно заказчиков на услуги дизайнеров. Немного неожиданным при анализе показался достаточно большой спрос на трёхмерную графику. Примерно 25%, а это немало, заказов — на профессиональную работу с 3d. Причем половина заказов на 3d в динамике, в основном это flash. Чаще всего это дорогие продающие сайты, например, загородная недвижимость.
Остальные заказы — это разработка логотипов, макетов сайтов, баннеров. Анализ этого большого рынка сам по себе может стать предметом отдельной статьи.
Остальные заказы — это разработка логотипов, макетов сайтов, баннеров. Анализ этого большого рынка сам по себе может стать предметом отдельной статьи.
Несмотря на то, что этот краткий отчёт попал в исследование, замечу, что заказы на дизайн стараются не размещать. Среди заказчиков более распространена схема, когда сначала рассматриваются портфолио исполнителей, и уже потом заказ поступает напрямую.
Заключение
Автору показалось интересным следующее:
- Несмотря на бурную мобилизацию интернета, удивительно мало спроса и на мобильные версии сайтов, и на мобильные приложения. Бизнес не торопится перевёрстывать существующие сайты под мобильники и планшеты, а для многих до сих пор норма (в 2013 году-то!) заказывать динамическое меню с бабочками на флэше. Скорее всего, владельцы сайтов даже не думают о том, что часть их аудитории уже сидит на Айпаде.
- ВКонтакте — лидер из всех соцсетей. Спрос на фрилансе на развитие community в других соцсетях невероятно низкий, бизнес интересуют только группы ВКонтакте и Яндекс Маркет.
- Очень странно выглядит бешеный спрос на привлечение трафика при помощи SEO при практически полном отсутствии заданий по работе с уже привлечённой аудиторией.
- Львиная доля из всего потока — «доделать/переделать», это говорит о большом числе по разным причинам провалившихся сделок ранее. Риски высоки как для исполнителей, так и для заказчиков.
3 комментария:
Получилась очень хорошая обзорная статья!
Хотя для меня много незнакомых слов...Но я думаю
что будет полезна для продвинутых пользователей и
работников в сфере интернета...
Для анализа мало графиков. Визуальная информация воспринимается быстрее и легче
ни о чём...
Отправить комментарий