Рынок фриланса на январь 2013

В статье делается попытка проанализировать рынок фриланса в рунете на начало 2013 года. Скорее всего она будет полезна для тех, кто думает о работе в интернете, но не знает на чём остановиться. Анализ весьма грубый, но кое-какие представления всё-таки об устройстве этого рынка даёт. Для автора были некоторые моменты весьма неожиданными.

Анализ сделан на основе выборки с двух сайтов по поиску исполнителей, взята выборка всех предложений подряд, из потока. Фильтровались только те предложения, которые так или иначе можно отнести к интернету.

Какие специалисты нужны бизнесу?

Проанализированно около 200 предложений о работе:
  • 35% — спрос на технических специалистов, чаще всего это программист-универсал, который и CMS настроит, и с вёрсткой поможет, и с хостингом разберется.
  • 27% предложений о работе относятся к контенту, в частности на написание текстов, редактирование каталогов. Несущественная доля такого рода задач может быть отнесена и к разработке, когда надо написать какой-либо парсер, как-то обработать и структурировать чужие данные.
  • 15% — дизайнерские заказы
  • 5% — работа с аудиторией и трафиком
  • 6% хотят получить сайт под ключ.
  • Оставшиеся 12% — это либо экзотические предложения, либо «странные». Здесь может быть как и поиск того, кто напишет диплом, так и немного наивные предложения о сотрудничестве, например, MLM.

Спрос на разработку (технари)

Несмотря на огромное число предложений, очевиден перекос в сторону языка PHP и различных фремворков на нём. Если вы хотите быстро попасть в поток, то PHP — самый лучший выбор, без заказов не останетесь. 50% всех предложений относятся не просто к языку PHP, причем почти все они связаны со стандартными CMS и фреймворками: Wordpress, Joomla, Modx, Bitrix и другими. Очень много задач связано с доработкой существующих сайтов на этих движках и исправлением «плавающих дефектов», причем практически всегда предлагается сотрудничество долгосрочное, с постоянным потоком задач.

В нашей выборке было порядка 70 различных проектов, далее приведём сухую статистику.

Всего было 29 проектов по тем или инам стандартным фреймворках на PHP. Если отдельно проанализировать TOP-3, то получается такая статистика:
  • Wordpress: 9
  • Joomla: 8
  • Modx: 5

К сожалению, нашей выборки недостаточно, чтобы сделать анализ более детальный по другим CMS, большинство из распространённых фреймворков встречались по 2-3 раза: Yii, Drupal, HostCMS. На удивление в числе лидеров не оказалось очень популярного Битрикса — всего 3 заказа. Скорее всего это связано с тем, что клиенты Битрикса предпочитают долгосрочные контракты со студиями, а не заказы у фрилансёров.

Стоит отметить, что встречается достаточно много задач по миграции — примерно 15% от всех заказов. Мигрируют как на более новые версии, так и с одной CMS на другую. Достаточно распространённая задача — миграция с бесплатных конструкторов сайтов типа Ucoz.


Также популярны задачи по парсингу чужих ресурсов, составление всевозможных баз данных и каталогов. Ценятся специалисты, которые могут работать сразу с многими форматами данных, умеют импортировать и экспортировать одну CMS в другую.

Неожиданно мало заказов на мобильную разработку (3 предложения) и разработку приложений для социальных сетей — в выборке встретился лишь один заказ на разработку приложения для ВКонтакте. Ещё были два заказа на парсинг ВКонтакте.

Спрос на контент и SEO-продвижение


Вторая по объёму заказов область — контент. Начнём с простого факта: SEO-ориентированных задач существенно больше, около 65% из этой группы. Из проанализированных 54 заказов можно выделить ориентированные на поисковики рерайты текстов — 14 предложений. Чуть меньше заказов на «продвижение с гарантией» — около 10 позиций. Есть спрос на SEO-аудит, помощников в продвижении.

Несмотря на то, что большинство работ по тексту нацелены не на работу с аудиторией, а работу с поисковыми роботами, есть заказы на другие виды работ, связанных с текстами:
  1. Написание fake-отзывов (как в плюс, так и в минус) на Яндекс Маркете.
  2. Парсинг чужих данных, составление и корректировка баз — работа наполовину для программиста, наполовину для контент-менеджера.
  3. Честная работа с контентом встречается только в 15 заказах. В основном, это заполение витрин магазинов и различных каталогов. Чаще всего требуется добросовестная работа, с заливкой фото.
  4. Есть спрос на корректировку текстов и на переводы с различных языков.

Трафик

Неожиданно удивил крайне низкий спрос на услуги по работе с аудиторией и трафиком, рекламными кампаниями и социальными сетями. Может быть, эти услуги предпочитают отдавать на попечение рекламным агентствам? Выглядит странно, что из двухсот предложений о работе только 11 можно отнести к этой группе. Это в три раза меньше чем спрос на написание SEO-ориентированных машинных текстов.

Проанализировать эту группу задач сложно, их мало. Однозначно тут лидеры — работа с контекстной рекламой и продвижение групп ВКонтакте. В контекстной рекламе нужно либо оптимизировать текущие кампании, либо составить новые, всё как обычно. Работа с группами ВК предлагается самая разная — от раскрутки любым способом, до честного ведения и администрирования группы «под ключ».

Отметим, что в эту же группу можно отнести и «работу» по отзывам, прежде всего на Яндекс Маркете. Скорее всего, после чтения такого рода предложений о работе, доверие к отзывам на Маркете можно потерять навсегда.

Что любопытно, отзывы на других сайтах тоже в сфере интереса менеджеров компаний. Запросто могут попадаться срочные задачи по «зачистке выдачи Яндекса от отрицательных отзывах о нашей компании N». Даже интересно, кто за это берется и какая результативность. :)

Дизайнеры

Как обычно, достаточно заказчиков на услуги дизайнеров. Немного неожиданным при анализе показался достаточно большой спрос на трёхмерную графику. Примерно 25%, а это немало, заказов — на профессиональную работу с 3d. Причем половина заказов на 3d в динамике, в основном это flash. Чаще всего это дорогие продающие сайты, например, загородная недвижимость.

Остальные заказы — это разработка логотипов, макетов сайтов, баннеров. Анализ этого большого рынка сам по себе может стать предметом отдельной статьи.

Несмотря на то, что этот краткий отчёт попал в исследование, замечу, что заказы на дизайн стараются не размещать. Среди заказчиков более распространена схема, когда сначала рассматриваются портфолио исполнителей, и уже потом заказ поступает напрямую.

Заключение

Автору показалось интересным следующее:
  1. Несмотря на бурную мобилизацию интернета, удивительно мало спроса и на мобильные версии сайтов, и на мобильные приложения. Бизнес не торопится перевёрстывать существующие сайты под мобильники и планшеты, а для многих до сих пор норма (в 2013 году-то!) заказывать динамическое меню с бабочками на флэше. Скорее всего, владельцы сайтов даже не думают о том, что часть их аудитории уже сидит на Айпаде.
  2. ВКонтакте — лидер из всех соцсетей. Спрос на фрилансе на развитие community в других соцсетях невероятно низкий, бизнес интересуют только группы ВКонтакте и Яндекс Маркет.
  3. Очень странно выглядит бешеный спрос на привлечение трафика при помощи SEO при практически полном отсутствии заданий по работе с уже привлечённой аудиторией.
  4. Львиная доля из всего потока — «доделать/переделать», это говорит о большом числе по разным причинам провалившихся сделок ранее. Риски высоки как для исполнителей, так и для заказчиков.
Такие трудности вас ожидают на рынке фриланса если вы захотите заказать сайт для себя или своей компании. Чтобы не попасть впросак необходимо разбираться во всех тонкостях. Однако, если вы планируете сделать небольшой, но привлекательный сайт, то вам стоит воспользоваться услугами компании a5.ru, которая предоставит вам хороший конструктор сайтов и хостинг. С помощью удобного конструктора можно спроектировать собственную страницу за 5 минут. При этом вы не будете зависеть от услуг других людей и у вас не будет заморочек с хостингом.

3 комментария:

Viktor комментирует...

Получилась очень хорошая обзорная статья!
Хотя для меня много незнакомых слов...Но я думаю
что будет полезна для продвинутых пользователей и
работников в сфере интернета...

Роман комментирует...

Для анализа мало графиков. Визуальная информация воспринимается быстрее и легче

Friend комментирует...

ни о чём...